Образование земельного участка (постановка на кадастровый учет)
В большинстве случаев образование земельного участка происходит из земель муниципальной или государственной собственности. Это так называемые не разграниченные земли. Например, Вы обратились с заявлением о предоставлении земельного участка под строительство в Администрацию. Для того чтобы Вам его предоставили, земельный участок должен быть поставлен на кадастровый учет. Постановка на кадастровый учет, является обязательным этапом перед оформлением прав на недвижимое имущество. Важно понимать, что любые сделки с землей: купля‐продажа, сдача в аренду допустимы только с поставленными на кадастровый учет земельными участками. Согласно нормам действующего законодательства в сфере кадастра и регистрации недвижимости ни на один объект недвижимого имущества, не могут быть зарегистрированы права до тех пор, пока этот объект не будет внесен в Государственный кадастр недвижимости.
Говоря простым языком, Вашего земельного участка еще нет и его границы нужно сформировать (образовать) — для этого нужно соблюсти определенные нормативы и правовые процедуры. Исходя из обстоятельств, при которых образуется земельный участок, учитываются определенные параметры: это и интересы собственников, сервитуты, размер, площадь и различные отступы.
Варианты исполнения образования земельного участка | Стоимость |
---|---|
Формирование межевого плана, запись его на CD носитель и передача заказчику. | 8 000 ₽ |
Формирование межевого плана, подача его в МФЦ и получение выписки из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). | 10 000 ₽ |
Бесплатная консультация кадастрового инженера
Участок также образуется в следующих ситуациях:
Из земель общего пользования (СНТ, ДНТ и т.д.)
Прекращение долевой собственности на земельный участок
Выдел земли осуществляется в случае выдела доли или долей, находящегося в долевой собственности. При выделе земли образуются один или несколько земель. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененная земля).
При выделе земли у собственника долевой собственности, по заявлению которого осуществляется выдел земельного участка, возникает право собственности на образуемый земельный участок и указанный собственник долевой собственности утрачивает право долевой собственности на измененный земельный участок. Другие земельные участники долевой собственности сохраняют право долевой собственности на измененный земельный участок с учетом изменившегося размера их долей в праве долевой собственности.
Особенности выдела земельных участков сельскохозяйственного назначения в счет земельных долей устанавливаются Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Образование земельного участка из земель муниципальной собственности
Основанием для предоставления гражданину земельного участка бесплатно в собственность для строительства жилого дома, других зданий и сооружений, изменения целевого назначения земельного участка является решение местного (сельского, поселкового, городского) совета.
На основании Земельного кодекса РФ (ред. от 05.04.2011 N 56-ФЗ), образование земельных участков из земель находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего кодекса.
То есть гражданин, заинтересованный в приватизации земли например для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок) в пределах норм бесплатной приватизации, которая находится в его пользовании, подает заявление в орган местного самоуправления, который передает земельные участки собственность в соответствии с полномочиями. Заявление должно содержать назначение земельного участка и его ориентировочные размеры.
К ходатайству прилагаются выкопировки из кадастровой карты (плана) или другие графические материалы, на которых указано желаемое место расположения участка, согласование землепользователя (в случае изъятия земельного участка, находящегося в пользовании других лиц).
Закон РФ четко указывает, что этот же орган местного самоуправления, к которому поступило соответствующее ходатайство, рассматривает его в тридцатидневный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в предоставлении.
При этом, основанием отказа может быть только несоответствие места расположения объекта требованиям законов, принятых с ними нормативно-правовых актов, генеральных планов населенных пунктов и другой градостроительной документации, схем землеустройства и технико-экономических обоснований использования и охраны земель административно-территориальных единиц, проектов землеустройства по упорядочению территорий населенных пунктов, утвержденных законом порядке. Следовательно, обязанность по заказу и разработке вышеупомянутой градостроительной документации законодатель положено именно на органы местного самоуправления.
Но из - за существования негласных законов у Российских граждан могут возникнуть препятствия, которые будут мешать реализовать свое право. Вместе с тем, поскольку вопрос утверждения плана застройки территории отнесено к полномочиям местных советов, а детального плана территории: в пределах населенного пункта - к полномочиям исполнительного органа сельского, поселкового, городского совета; за пределами населенного пункта - до полномочий районной администрации, то проблема их разработки ложится «на плечи» заявителя. Иными словами, подготовить схему расположения участка закон обязывает самого владельца (ЗК РФ, ст. 11.10, п. 8). На схеме необходимо будет отобразить границы будущих владений, включая «прирезанный» кусок. Требования к подготовке такого документа своим постановлением определит Правительство РФ. На практике владельцу участка, скорее всего, придётся обратиться к кадастровому инженеру.
Формально местные власти могут отказать «прирезке», однако перечень оснований для этого исчерпывающий и весьма ограниченный (см. ЗК РФ, ст. 39.29, п. 8). Во всяком случае, отсутствие информации в кадастре о муниципальной земле, из которой планируется «вырезать» кусок, таким основанием не является (ЗК РФ, ст. 39.29, п. 12). Если «прирезку» утвердят, владелец новообразованного участка будет обязан самостоятельно поставить его на государственный кадастровый учёт и в том числе оплатить необходимые работы (ЗК РФ, ст. 39.29, п. 14).